пятница, января 18, 2013

Вечная любовь или осознанная необходимость?

Отпечатки рук женщин, совершивших самосожжение в крепости г. Биканера
Эта стена с отпечатками хрупких женских рук находится между башнями при входе в форт Джунагарх в Биканере, куда мы отправились во время рождественских каникул (и где познакомились с усатым смотрителем). Отпечатки окрашены киноварью - ртутным минералом с алой окраской, в знак почтения к добровольно ушедшим из жизни женщинам.

В 1806 году, после того, как Ман Синх победил армии Биканера и Джайпура, вдовы индийских воинов совершили добровольный акт самосожжения (41 чел.).  Такое добровольное самосожжение было не редкостью в Индии. Вот что пишет об этом кандидат исторических наук (Институт востоковедения РАН) Евгения Ванина:
  
"История многих раджпутских крепостей знает трагические примеры массового самосожжения женщин, знатных и простолюдинок: чтобы не стать добычей штурмующих город солдат, они собирались во дворце или храме и в случае неминуемого поражения зажигали специально подготовленные груды топлива. Увидев дым, ещё оставшиеся в живых мужчины надевали одежды священного шафранового цвета и выходили на последний бой". 

Добровольное коллективное самосожжение раджпутских женщин, принадлежащих к высшим слоям общества, называлось джаухар. Совершали его с двумя целями: либо перед сражением  - чтобы "вдохновить" мужей на отважную битву, либо после поражения - во избежание надругательств. 

И если с джаухаром раджпутских цариц все более-менее понятно (война, наступление, страх, незавидная участь), объяснить сати в обычной мирной жизни несколько сложнее. По-своему интерпретируя некоторые священные индуистские тексты, общество поощряло этот ритуал.  Вдова либо входила в погребальный костер вместе со своим умершим мужем, либо должна была совершить самосожжение в кратчайшее время (в течение одного дня):


"И теперь долг женщины… после смерти её мужа для сохранения её непорочности и последовать за ним…" (Вишну Смрити, 25-14)

Индологи утверждают, что Веды никогда не  призывали к сати, а наоборот поощряли женщину к возврату в мир живых.  Тем не менее ритуальные самоубийства получили довольно широкое распространение в Индии.

Кто-то видит в такой "самоотверженности" романтическое проявление любви, желание быть всегда вместе, своеобразную кульминацию брака, ведь женщины-самоубийцы одевались в свадебные наряды. Но они забывают упомянуть, что в большинстве случаев женщин заставляли совершать сати: оказывали общественное давление и даже связывали и "подталкивали" специальными шестами. Хотя по древнему закону, женщина, решившаяся совершить ритуал, могла изменить свое решение даже на пути к костру. Поговаривают, что этому особенно активно препятствовали руководящие процессом брамины, которым доставались все драгоценные украшения женщин. В тех случаях, когда закон предписывал женщине взойти на костер в украшениях, брамины позже отыскивали их в пепле. 

С другой стороны, описан случай, как две жены индийского солдата боролись за право умереть рядом с ним на погребальном костре. Но тут еще нужно поинтересоваться, какая участь ждала оставшуюся в живых и почему смерть казалась ей более благоприятным исходом. Ведь полагали, что муж умирает раньше жены из-за её грехов, и вдовам отводили не самое видное место.

Акбар Великий (империя Великих Моголов, 1542-1605 гг.) ввел закон, который предписывал получать специальное разрешение на совершение сати. Его уполномоченным было приказано по возможности откладывать выдачу документа (ах, так вот где взяла основу вся наша бюрократическая система ;-) По-моему, это был очень разумный подход: так как искоренить традицию правителю не представлялось возможным, он попытался минимизировать импульсивные решения, ведь сразу после смерти мужа женщина находилась в состоянии эмоционального потрясения и не могла действовать адекватно. Позже совершать сати запретили вдовам с детьми, а в 19-м веке его категорически запретили всем, сначала на отдельных территориях, а потом по всей Индии. Тем не менее, известен случай Руп Канвар, бездетной 18-летней вдовы, которая совершила сати в 1987 г.  Слышала, что Руп пыталась спастись, но её загоняли в огонь. Не знаю, насколько это правда, но случай для конца 20-го века из ряда вон выходящий. Даже в начале 21-го века слышны отголоски древнего обычая: в 2006 г. в костер прыгнули 35-летняя вдова Видявати и 40-летняя вдова Йанакарри.

А вот индийская поэтесса Мирабай (1498-1547),  дочь владельца города-крепости Мерта, отказалась совершить сати и не взошла на погребальный костер, чем вызвала гнев родственников мужа.  Говорят, в отместку Миру поили ядом, прикладывали к корзине со змеями, уклыдывали на ядовитые шипы, но ей удалось бежать от преследований.

Вот и скажите мне после этого, что есть жизнь человеческая? 

11 комментариев:

  1. Прочитала (частично) пост своему сыну.

    Комментарии:

    1. That's really stupid, mom!
    (Мам, это полная дурь!)

    2. Просто потому, что кто-то умер, разве можно умирать? А если завтра кто-то прыгнет с моста?

    3. А мужчины тоже умирали за женами?

    ОтветитьУдалить
  2. Средневековье. Почему-то представила,как больно гореть. Ужас!

    ОтветитьУдалить
  3. Меня всегда откровенно ужасал этот обычай...

    ОтветитьУдалить
  4. Сати меня всегда ужасал. Но можно понять: жизнь вдовы в те времена была ужасом ходячим. А тезис "лучше смерть, чем бесчестие!" вообще популярен в мировой истории и культуре. Честно говоря, и правда легче быстро умереть )но не самосожжением, конечно), чем быть изнасилованной полчищем солдат...
    С другой стороны, в западноевропейской культуре есть, например, широко разрекламировнный эпизод "похищение сабинянок," где изнасилованные женщины потом стали победителям верными и любящими женами и нарожали им детей. В-общем, как ни крути, везде гендерное неравенство. Или люби насильника, или умирай с мужем... Вся эта ересь типа "женщина тоже человек", к сожалению, возникла совсем недавно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Женщина и стала такой живучей, что ей приходилось во всю историю цивилизаций учиться приспосабливаться, чтобы жить. Так что адаптируйся или умри!

      Удалить
  5. Мне это непонятно... зачем умирать в знак солидарности с кем-то... Итак умрем, жизнь-то короткая. Жуткий обычай, хорошо что его запретили.

    ОтветитьУдалить
  6. Мне тоже не по себе. Невозможно представить, что испытывали эти бедные женщины!

    ОтветитьУдалить
  7. Мы все часть общества. И можем так удивляться сейчас, спустя сотню лет.
    Нарушать принятые порядки означает почти всегда неудовольствие масс. Так что я очень сомневаюсь, живи мы в то время и в том месте, что бы все мы говорили так :) Традиции (во всем мире) - это жесткий регламент, который практически не оставляет выбора. И участь вдов, этому доказательство.
    Так что порадуемся, что живем сейчас :)

    ОтветитьУдалить
  8. Радуюсь, что я православная, а в православии самоубийство страшный грех.
    Хотя в этом случае - это что? Самоубийство ли?

    ОтветитьУдалить
  9. Про обычай слышала, но не могла предположить, что это мракобесие дожило до 21 века.

    ОтветитьУдалить
  10. Религиозная экзальтация, фанатизм - всегда отвратительны. А когда к этому примешиваются ещё и корысть, и жестокость тех, кто всем этим пользуется в своих целях,то возмущению уже просто нет предела!

    ОтветитьУдалить